Корзинка KLIN'а!

Суми-Э: Рисунок Тушью
Меню

Форма входа

Наш опрос
Кто ангел-хранитель Кэнди?
Всего ответов: 159

Статистика

Суми-Э: Рисунок Тушью
 
Сэссю Тоё. Пейзаж.15 век  Вечное и преходящее, скрытое и явлённое едины, одно без другого не существует - так мыслят мир японцы. И как листочек, падающий с дерева, осенью навеват размышления о том, что всё невечно, так и рисунок способен в какой-то миг увести за пределы формы...
  
     Вверх по каменистой тропе, вокруг лежащего валуна, мимо павильонов, укрывмихся у подножия скалы, поднимаются путники. Они направляются к скальному выступу и беседке слева, откуда будут вглядываться в остроконечные пики, встающие над озером.
   
     Этот свиток принадлежит кисти художника Сэссю Тоё (1420-1506 год), с чьим именем связан расцвет монохромной пейзажной живописи суми-э в Японии. Жанр суми-э появился, когда в Стране восходящего солнца распространилось учение буддийской школы чань (по японски дзён), пришедшей из Китая в конце 12 века. Живопись помогла мастеру, следовавшему по пути самосовершенствования, передать тот миг, когда в мельчайших деталях повседневности ему открывалась сокровенная истина бытия. Образы, рождённые в глубине сердца, воплощаясь на бумаге, становились для зрителя направлением в интуитивных откровениях.
   
    И потому рисунок суми-э, внешне кажущийся бедным - в плане красок, исполнения, материала, на самом деле полон глубокого внутреннего содержания. Ни одна деталь здесь не лишняя. Всё преисполнено смысла.
 
    Сэссю отдавал предпочтение пейзажам. Открывая свою душу жизни, которая трепещет кругом и всюду:  в горах, озере, тростнике, - сливаясь с ней всем своим существом, мастер творил рисунок - движения природной, естественной красоты повторяла на бумаге его кисть.
 
    Мастер суми-э сосредоточен на том, что пишет, и всецело следует вдохновению. Кисть его движется в такт с сердцем. Напонляясь дыханием художника, линии передают очертания предметов. Бумага тонка, и, если  движение кисти хоть на миг замедлится, рисунок будет безнадёжно испорчен.
  
    Раные оттенки чёрного цвета - от густого-чёрного до бледно-дымчатого - получаются благодаря разбавлению туши водой. Такой своеобразный колорит лишён красочности и реалистичности, но воспроизводит формы в их становлении. Пустое пространство - это то, что за гранью видимого, полнота бытия, связывающая всё воедино...
 
   Умиротворённость передаётся в мягких очертаниях едва виднеющихся вдали гор, неспешном шаге путников, уютно расположившихся павильонов, ожидающих гостей. Всё идёт своим чередом - размерено, неспешно... Но вот наступает мгновение, и неведомая сила просыпается в душе художника, достигает своей высоты - и проявляет себя в острых выступах гор на первом плане, в чётких очертаниях сосен, пронзающих пространство, в экспрессивных линиях, густоте туши... "Зерно цветка, раскрывающегося в разных видах искусства, лежит в душе художника. Как из прозрачного кристалла образуется огонь и вода, как на голом дереве вырастают цветы и плоды, так из пейзажа своей души художник создаёт произведение искусства", - писал дзенский местер Соами. За простым рисунком тушью вдруг открывается сердце мастера, прикоснувшееся к вечности, и зовёт возвыситься над суетой и нас...
 
                                                                                                         Елена Фетисова.
                                                                                                         Журнал "Человек без Границ"
                                                                                                         № 11, ноябрь, 2007 год.



KLIN © 2017